Синергетика как новое мировидение: диалог с И.В. Пригожиным

Е.Н. КНЯЗЕВА, СП. КУРДЮМОВ

Феномены самоорганизации, нелинейности, глобальной эволюции неоднократ­но выступали в качестве предмета обсуждений на страницах журнала "Вопросы философии"1. Широкое распространение получили представления о становлении порядка через хаос, бифуркационных изменениях, необратимости времени, неустойчивости как фундаментальной характеристике эволюционных процессов благодаря опубликованным в нашей стране книгам И. Пригожина и его коллег из Брюссельского Свободного Университета, прежде всего Г. Николиса, И. Стен-герс, А. Баблоянц2. Обратим внимание читателей также на менее известную в нашей стране Шпрингеровскую серию книг по синергетике, в рамках которой под общей редакцией Г. Хакена начиная с 1979 г. издано уже более 50 томов по самым разным аспектам динамики самоорганизации в природных, социальных и когнитивных системах. В последнее время появились фундаментальные коллек­тивные исследования тех революционных изменений в картине мира, методо­логических основаниях науки, в самом стиле научного мышления, которые происходят в связи с развитием теории самоорганизации (синергетики)3.
В настоящей статье нам хотелось бы представить философской общест­венности некоторые синергетические идеи и их мировоззренченские следствия, развиваемые в Институте прикладной математики им. М.В. Келдыша и Институте математического моделирования РАН, на факультете ВМК МГУ.
Основные представления синергетики
Синергетика разрушает многие наши привычные представления. Вплоть до настоящего времени многих пугает хаос. Еще в мифологии он уподоблялся зияющей бездне. Хаос представлялся сугубо деструктивным началом мира. Казалось, что он ведет в никуда.
Случайность тщательно изгонялась из научных теорий. Она считалась


См.: Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. 1989, № 8, С 3-19; Он же. Философия нестабильности //Там же. 1991 - № 6. С. 46-52. А также статьи: Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Там же. 1990. № 6. С. 32-45; Он же. Универсальный эволюционизм (Позиция и следствие). Там же. 1991. № 3. С. 3-28.
л См.: Пригожий И. От существущего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М., 1985; Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986; Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. Введение. М., 1990; Баблоянц А. Молекулы, динамика и жизнь. Введение в самоорганизацию материи. М., 1990.
См.: Self-organization. Portrait of a Scientific Revolution / Ed. by W. Krohn, G. Kiippers. and H. Nowotny. Dordrecht etc., 1990.
А также значительно отличающийся по содержанию немецкий вариант этой книги: Selbstor-ganisation: Aspekte einer wissenscbaftlichen Revolution / W. Krohn, G. Kiippers (Hrsg.). - Braunschweig; Wiesbaden, 1990.


второстепенным, побочным, не имеющим принципиального значения фактором. Существовало убеждение, что случайности никак не сказываются, забываются, стираются, не оставляют следа в общем течении событий природы, науки, культуры. А мир, в котором мы живем, рассматривался как не зависящий ни от микрофлуктуаций на нижележащих уровнях бытия, ни от малых влияний космоса.
Довольно прочно укоренен миф о том, что единичное человеческое усилие не может иметь видимого влияния на ход истории,  что деятельность каждого отдельного человека несущественна для макросоциальных процессов.
Неравновесность и неустойчивость воспринимались с позиции классического разума как досадные неприятности, которые должны быть преодолены. Это нечто негативное, разрушительное, сбивающее с пути, с правильной траектории.
Развитие понималось как поступательное, без альтернатив. Считалось, что пройденное представляет лишь исторический интерес. Если и есть возвраты к старому, то они являют собой диалектическое снятие предыдущего уровня и имеют новую основу. Если и есть альтернативы, то они всего лишь случайные отклонения от магистрального течения, подчинены этому течению, определяе­мому объективными законами универсума. Все альтернативы в конечном счете сводятся, вливаются, поглощаются главным течением событий.
Картина мира, рисуемая классическим разумом, - это мир, жестко связанный причинно-следственными связями. Причем причинные цепи имеют линейный характер, а следствие если не тождественно причине, то по крайней мере пропорционально ей. По причинным цепям ход развития может быть просчитан неограниченно в прошлое и будущее. Развитие ретросказуемо и предсказуемо. Настоящее определяется прошлым, а будущее - настоящим и прошлым.
Классический, традиционный подход к управлению сложными системами осно­вывался на представлении, согласно которому результат внешнего управляю­щего воздействия есть однозначное и линейное, предсказуемое следствие при­ложенных усилий, что соответствует схеме: управляющее воздействие —> же­лаемый результат. Чем больше вкладываешь энергии, тем больше будто бы и отдача. Однако на практике многие усилия оказываются тщетными, "уходят в песок" или даже приносят вред, если они противостоят собственным тенденциям саморазвития сложноорганизованных систем.
Один из господствующих по сей день мифов линейного мышления - это представление о том, что процессы бурного роста (возрастание народонаселения земного шара, рост знания, "экономическое чудо") происходят по экспоненте. На самом деле, большинство процессов лавинообразного роста происходят не по экспоненте, а в так называемом режиме с обострением (о нем пойдет речь ниже), когда рассматриваемые величины хотя бы часть времени изменяются по закону неограниченного возрастания за конечное время.
Синергетика поражает необычными идеями и представлениями. Поворачивая Магический кристалл знания иной гранью, она учит нас видеть мир по-другому.
Во-первых, становится очевидным, что сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития. Скорее необходимо понять, как способ­ствовать их собственным тенденциям развития, как выводить системы на эти пути. В наиболее общем плане важно понять законы совместной жизни природы и человечества, их коэволюции. Проблема управляемого развития принимает, таким образом, форму проблемы самоуправляемого развития.
Во-вторых, синергетика демонстрирует нам, каким образом и почему хаос может выступать в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции, как из хаоса собственными силами может развиться новая организация.
Через хаос осуществляется связь разных уровней организации. В соответст­вующие моменты - моменты неустойчивости - малые возмущения, флуктуации могут разрастаться в макроструктуры. Из этого общего представления следует,

в частности, что усилия, действия отдельного человека не бесплодны, они отнюдь не всегда полностью растворены, нивелированы в общем движении социума. В особых состояниях неустойчивости социальной среды действия каж­дого отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы. Отсюда вытекает необходимость осознания каждым человеком огромного груза ответственности за судьбу всей социальной системы, всего общества.
В-третьих, синергетика свидетельствует о том, что для сложных систем, как правило, существует несколько альтернативных путей развития. Неединствен­ность эволюционного пути, отсутствие жесткой предопределенности сужает основу для позиций пессимизма эсхатологического толка. Укрепляется надежда на возможность выбора путей дальнейшего развития, причем таких, которые устраивали бы человека и, вместе с тем не являлись бы разрушительными для природы.
Хотя путей эволюции (целей развития) много, но с выбором пути в точках ветвления (точках бифуркации), т.е. на определенных стадиях эволюции, прояв­ляет себя некая предопределенность, преддетерминированность развертывания процессов. Настоящее состояние системы определяется не только ее прошлым, ее историей, но и строится, формируется из будущего, в соответствии с гря­дущим порядком. Что касается человека, то именно явные осознанные и скры­тые подсознательные установки определяют его поведение сегодня.
В-четвертых, синергетика открывает новые принципы суперпозиции, сборки сложного эволюционного целого из частей, построения сложных развивающихся структур из простых. Объединение структур не сводится к их простому сложению: имеет место перекрытие областей локализации структур с дефектом энергии. Целое уже не равно сумме частей. Вообще говоря, оно не больше и не меньше суммы частей, оно качественно иное. Появляется и новый принцип согласования частей в целое: установление общего темпа развития входящих в целое частей (сосуществование структур разного возраста в одном темпомире).
Понимание общих принципов организации эволюционного целого имеет большое значение для выработки правильных подходов к построению сложных социальных, геополитических целостностей, к объединению стран, находящихся на разных уровнях развития, в мировое сообщество.
. В-пятых, синергетика дает знание о том, как надлежащим образом опериро­вать со сложными системами и как эффективно управлять ими. Оказывается, главное - не сила, а правильная топологическая конфигурация, архитектура воз­действия на сложную систему (среду). Малые, но правильно организованные -резонансные - воздействия на сложные системы чрезвычайно эффективны. Поразительно, что этосвойствосложной организации было угадано еще тысяче­летия назад родоначальником даосизма Лао-цзы-и выражено в вечно озада­чивающей нас форме: слабое побеждает сильное, мягкое побеждает твердое, тихое побеждает громкое и т.д.
В-шестых, синергетика раскрывает закономерности и условия протекания быстрых, лавинообразных процессов и процессов нелинейного, самостимулирую­щего роста. Важно понять, как можно инициировать такого рода процессы в открытых нелинейных средах, например, в среде экономической, и какие су­ществуют требования, позволяющие избегать вероятностного распада сложных структур вблизи моментов максимального развития.

Среда как носитель будущих форм организации
Что, казалось бы, может быть общего между кристаллами горения в неживых природных средах и пламенем творческого вдохновения внутри нас? Между внутренними тенденциями течения процессов в плазме и путями саморазвития событий в социуме? Между конкуренцией мод лазерного излучения, игрой "Жизнь" и ироничным ходом истории?
.................................

ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ № 1992



Hosted by uCoz