Синергетика как новое мировидение: диалог с И.В. Пригожиным
Е.Н. КНЯЗЕВА, СП. КУРДЮМОВ
Феномены самоорганизации, нелинейности, глобальной эволюции неоднократно выступали в качестве предмета обсуждений на страницах журнала "Вопросы философии"1. Широкое распространение получили представления о становлении порядка через хаос, бифуркационных изменениях, необратимости времени, неустойчивости как фундаментальной характеристике эволюционных процессов благодаря опубликованным в нашей стране книгам И. Пригожина и его коллег из Брюссельского Свободного Университета, прежде всего Г. Николиса, И. Стен-герс, А. Баблоянц2. Обратим внимание читателей также на менее известную в нашей стране Шпрингеровскую серию книг по синергетике, в рамках которой под общей редакцией Г. Хакена начиная с 1979 г. издано уже более 50 томов по самым разным аспектам динамики самоорганизации в природных, социальных и когнитивных системах. В последнее время появились фундаментальные коллективные исследования тех революционных изменений в картине мира, методологических основаниях науки, в самом стиле научного мышления, которые происходят в связи с развитием теории самоорганизации (синергетики)3.
В настоящей статье нам хотелось бы представить философской общественности некоторые синергетические идеи и их мировоззренченские следствия, развиваемые в Институте прикладной математики им. М.В. Келдыша и Институте математического моделирования РАН, на факультете ВМК МГУ.
Основные представления синергетики
Синергетика разрушает многие наши привычные представления. Вплоть до настоящего времени многих пугает хаос. Еще в мифологии он уподоблялся зияющей бездне. Хаос представлялся сугубо деструктивным началом мира. Казалось, что он ведет в никуда.
Случайность тщательно изгонялась из научных теорий. Она считалась
См.: Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. 1989, № 8, С 3-19; Он же. Философия нестабильности //Там же. 1991 - № 6. С. 46-52. А также статьи: Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Там же. 1990. № 6. С. 32-45; Он же. Универсальный эволюционизм (Позиция и следствие). Там же. 1991. № 3. С. 3-28.
л См.: Пригожий И. От существущего к возникающему. Время и сложность в физических науках. М., 1985; Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М., 1986; Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. Введение. М., 1990; Баблоянц А. Молекулы, динамика и жизнь. Введение в самоорганизацию материи. М., 1990.
См.: Self-organization. Portrait of a Scientific Revolution / Ed. by W. Krohn, G. Kiippers. and H. Nowotny. Dordrecht etc., 1990.
А также значительно отличающийся по содержанию немецкий вариант этой книги: Selbstor-ganisation: Aspekte einer wissenscbaftlichen Revolution / W. Krohn, G. Kiippers (Hrsg.). - Braunschweig; Wiesbaden, 1990.
второстепенным, побочным, не имеющим принципиального значения фактором. Существовало убеждение, что случайности никак не сказываются, забываются, стираются, не оставляют следа в общем течении событий природы, науки, культуры. А мир, в котором мы живем, рассматривался как не зависящий ни от микрофлуктуаций на нижележащих уровнях бытия, ни от малых влияний космоса.
Довольно прочно укоренен миф о том, что единичное человеческое усилие не может иметь видимого влияния на ход истории, что деятельность каждого отдельного человека несущественна для макросоциальных процессов.
Неравновесность и неустойчивость воспринимались с позиции классического разума как досадные неприятности, которые должны быть преодолены. Это нечто негативное, разрушительное, сбивающее с пути, с правильной траектории.
Развитие понималось как поступательное, без альтернатив. Считалось, что пройденное представляет лишь исторический интерес. Если и есть возвраты к старому, то они являют собой диалектическое снятие предыдущего уровня и имеют новую основу. Если и есть альтернативы, то они всего лишь случайные отклонения от магистрального течения, подчинены этому течению, определяемому объективными законами универсума. Все альтернативы в конечном счете сводятся, вливаются, поглощаются главным течением событий.
Картина мира, рисуемая классическим разумом, - это мир, жестко связанный причинно-следственными связями. Причем причинные цепи имеют линейный характер, а следствие если не тождественно причине, то по крайней мере пропорционально ей. По причинным цепям ход развития может быть просчитан неограниченно в прошлое и будущее. Развитие ретросказуемо и предсказуемо. Настоящее определяется прошлым, а будущее - настоящим и прошлым.
Классический, традиционный подход к управлению сложными системами основывался на представлении, согласно которому результат внешнего управляющего воздействия есть однозначное и линейное, предсказуемое следствие приложенных усилий, что соответствует схеме: управляющее воздействие —> желаемый результат. Чем больше вкладываешь энергии, тем больше будто бы и отдача. Однако на практике многие усилия оказываются тщетными, "уходят в песок" или даже приносят вред, если они противостоят собственным тенденциям саморазвития сложноорганизованных систем.
Один из господствующих по сей день мифов линейного мышления - это представление о том, что процессы бурного роста (возрастание народонаселения земного шара, рост знания, "экономическое чудо") происходят по экспоненте. На самом деле, большинство процессов лавинообразного роста происходят не по экспоненте, а в так называемом режиме с обострением (о нем пойдет речь ниже), когда рассматриваемые величины хотя бы часть времени изменяются по закону неограниченного возрастания за конечное время.
Синергетика поражает необычными идеями и представлениями. Поворачивая Магический кристалл знания иной гранью, она учит нас видеть мир по-другому.
Во-первых, становится очевидным, что сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития. Скорее необходимо понять, как способствовать их собственным тенденциям развития, как выводить системы на эти пути. В наиболее общем плане важно понять законы совместной жизни природы и человечества, их коэволюции. Проблема управляемого развития принимает, таким образом, форму проблемы самоуправляемого развития.
Во-вторых, синергетика демонстрирует нам, каким образом и почему хаос может выступать в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции, как из хаоса собственными силами может развиться новая организация.
Через хаос осуществляется связь разных уровней организации. В соответствующие моменты - моменты неустойчивости - малые возмущения, флуктуации могут разрастаться в макроструктуры. Из этого общего представления следует,
в частности, что усилия, действия отдельного человека не бесплодны, они отнюдь не всегда полностью растворены, нивелированы в общем движении социума. В особых состояниях неустойчивости социальной среды действия каждого отдельного человека могут влиять на макросоциальные процессы. Отсюда вытекает необходимость осознания каждым человеком огромного груза ответственности за судьбу всей социальной системы, всего общества.
В-третьих, синергетика свидетельствует о том, что для сложных систем, как правило, существует несколько альтернативных путей развития. Неединственность эволюционного пути, отсутствие жесткой предопределенности сужает основу для позиций пессимизма эсхатологического толка. Укрепляется надежда на возможность выбора путей дальнейшего развития, причем таких, которые устраивали бы человека и, вместе с тем не являлись бы разрушительными для природы.
Хотя путей эволюции (целей развития) много, но с выбором пути в точках ветвления (точках бифуркации), т.е. на определенных стадиях эволюции, проявляет себя некая предопределенность, преддетерминированность развертывания процессов. Настоящее состояние системы определяется не только ее прошлым, ее историей, но и строится, формируется из будущего, в соответствии с грядущим порядком. Что касается человека, то именно явные осознанные и скрытые подсознательные установки определяют его поведение сегодня.
В-четвертых, синергетика открывает новые принципы суперпозиции, сборки сложного эволюционного целого из частей, построения сложных развивающихся структур из простых. Объединение структур не сводится к их простому сложению: имеет место перекрытие областей локализации структур с дефектом энергии. Целое уже не равно сумме частей. Вообще говоря, оно не больше и не меньше суммы частей, оно качественно иное. Появляется и новый принцип согласования частей в целое: установление общего темпа развития входящих в целое частей (сосуществование структур разного возраста в одном темпомире).
Понимание общих принципов организации эволюционного целого имеет большое значение для выработки правильных подходов к построению сложных социальных, геополитических целостностей, к объединению стран, находящихся на разных уровнях развития, в мировое сообщество.
. В-пятых, синергетика дает знание о том, как надлежащим образом оперировать со сложными системами и как эффективно управлять ими. Оказывается, главное - не сила, а правильная топологическая конфигурация, архитектура воздействия на сложную систему (среду). Малые, но правильно организованные -резонансные - воздействия на сложные системы чрезвычайно эффективны. Поразительно, что этосвойствосложной организации было угадано еще тысячелетия назад родоначальником даосизма Лао-цзы-и выражено в вечно озадачивающей нас форме: слабое побеждает сильное, мягкое побеждает твердое, тихое побеждает громкое и т.д.
В-шестых, синергетика раскрывает закономерности и условия протекания быстрых, лавинообразных процессов и процессов нелинейного, самостимулирующего роста. Важно понять, как можно инициировать такого рода процессы в открытых нелинейных средах, например, в среде экономической, и какие существуют требования, позволяющие избегать вероятностного распада сложных структур вблизи моментов максимального развития.
Среда как носитель будущих форм организации
Что, казалось бы, может быть общего между кристаллами горения в неживых природных средах и пламенем творческого вдохновения внутри нас? Между внутренними тенденциями течения процессов в плазме и путями саморазвития событий в социуме? Между конкуренцией мод лазерного излучения, игрой "Жизнь" и ироничным ходом истории?
.................................
ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ № 1992